kornev: (гоню телегу)
[personal profile] kornev
М. Будьон обратил внимание на то, каких величайших культурных успехов добились страны Центральной Европы после падения «тюрьмы народов» Австро-Венгрии:

«Австро-Венгрия для меня пример того, как крупнейшая империя в Европе может мгновенно сколлапсировать в «маленькое нейтральное государство». Да, говорят, что была «тюрьма народов», но давайте посмотрим по итогам. Возьмем любую страну, которая «обрела свободу» в 1918 году и что мы видим? Кто поднялся? Кто стал реально крутым, пусть не в экономике, так в науке или культуре?

Чехи? Ну кого мы знаем из чехов? Кафку, Гашека, Масарика, Чапека, великих Дворжака и Сметану. Все — граждане Австро-Венгрии. После 1918 Чехия не породила никого, о ком вообще можно было бы написать хотя бы три строчки. Не про Гавела же писать! Венгрия — то же самое. Венгерский Золотой век, Франц Лист и Имре Кальман, целая плеяда математиков во главе с Лео Сциллардом и Янушом фон Нейманом (рассчитывали американцам Бомбу) — все — Австро-Венгрия. Про немцев я вообще молчу, там целую книгу можно написать. Но после 1918 — всё. Хотя за 20 лет до распада эта страна дала нам одного человека, ненавидевшего её лютой ненавистью, но ставшего на короткое время лидером всех Европейских немцев. Причем он опять-таки был художником и архитектором — это очень в стиле Австро-Венгрии». (конец цитаты)

Я бы еще добавил про немцев и евреев под скипетром Австро-Венгрии. Все, кто чего-нибудь да значит, родились австрийскими гражданами. Просто перечислю фамилии великих мыслителей и математиков конца XIX - первой половины XX века: Фрейд, Брентано, Витгенштейн, Нейрат, Мизес, Гедель, Мах. А после - как отрезало.
(deleted comment)

Date: 2013-05-17 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] mubarizoruc.livejournal.com
изобретение пульта дистанционного управления телевизором было еще большей катастрофой.

Date: 2013-05-17 07:49 am (UTC)

Date: 2013-05-17 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] mubarizoruc.livejournal.com
Будьон прав.
Австро-Венрия была субьектом, ее обломки - лимитрофами между Европой и Россией.

Date: 2013-05-17 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] oleg-ober.livejournal.com
почему так?

Date: 2013-05-17 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] Лев Смеющийся (from livejournal.com)
Забавно то, что появление существ подобных Кафке вполне можно назвать "культурным" рассветом, а именно рассветом одной из культур - сорняковой.

Date: 2013-05-17 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] artem-akopian.livejournal.com
Так то Империя, а то убогие национальные государства.

Date: 2013-05-18 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] lvjbot.livejournal.com
Ну и как с наукой и культурой в многонационально-мультикультурной нерусской РФ?

Вы вообще в курсе, что, будучи безнадёжным меньшинством, австрийцы тем не менее доминировали в Австро-Венгрии?

Date: 2013-05-17 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] alexf.livejournal.com
> Но после 1918 — всё.

Шварцниггер

Date: 2013-05-17 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mubarizoruc.livejournal.com
реализовался как личность в Штатах.

Date: 2013-05-17 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] 12th-gauge.livejournal.com
Ну это обычное дело. Итальянская Эпоха Возрождения закончилась в 1527 с захватом Рима испанцами. «Золотой век» Испании закончился после поражение в Тридцатилетней войне. Французы продержались до конца 18 века. А вот сколько продержаться англичане пока вопрос….

Date: 2013-05-17 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] royal-guardian.livejournal.com
англичане уже усе, отмучились

американский мир на дворе уже как с 45-го

Date: 2013-05-17 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] 12th-gauge.livejournal.com
Для того, чтобы "отмучились" надо сделать с ними то же, что и с римлянами (испанцами, австрийцами).
Американская доля конечно велика, но англичане по-прежнему генерируют "джоан роулингов", "гаев ричи" и "роллинг стоунсов". Хоронить старушку пока рано.

Date: 2013-05-17 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] royal-guardian.livejournal.com
Французы тоже и в области музыки и лит-ры, ток это не очень показатель. Вообще, заслуга англичан в раскрутке рок музыки, а не качества товара

Date: 2013-05-17 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Французы, испанцы и англичане в культуре все еще живы, т.к. не распались, а просто потеряли колонии. И то не совсем потеряли, сохраняют кое-какие рычаги воздействия, в отличие от Австрии. Даже испанцы, при помощи языка, опираются культурой на пол-америки.

Date: 2013-05-17 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] alchemistess.livejournal.com
будьон давно распрощался с мозгом.

Венгрия - на минуточку, первая труЪ национал-социалистическая формация в поствоенной Европе. У власти, из партии нещадно вычищаются евреи.

в Венгрию вообще не пускают чёрных. там смотрят даже не по паспорту,а по роже.

если это не достижение в политической культуре для современного мира, то я не знаю, что считать достижением.

Date: 2013-05-17 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Ну, а где великие люди мирового значения? Я ведь тут об этом (и Будьон). Национализм малых народов почему-то не стимулирует творчество.

Date: 2013-05-18 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] lvjbot.livejournal.com
То есть, если заселить Венгрию муслимами, то начнётся небывалое творчество?

А что важнее, "великие люди мирового значения" или существование этноса?

Date: 2013-05-20 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Если нация не рождает великих людей, значит она и внутри себя - отстой. Значит, потенциальным великим людям в ней не дают хода, "душат маленькими". Рамки малой нации реально "жмут на мозги". Большие нации, типа русских, французов - имеют смысл, остальные - в лучшем случае музей этнографии. Малому этносу лучше мыслить себя именно этносом в поле притяжения крупной нации, присоединяясь к ее культурному пространству, а не строить из себя мини-нацию в мини-государстве.

Date: 2013-05-17 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
Не про Гавела же писать!

и в самом деле!
какой-то Гавел...
то ли дело - Бульон, ой простите, Будьон - человечищще недюжинного умищща, видать.
правда, известен он узкому кругу ограниченных людей, но умищще-то всё равно девать некуда.

Date: 2013-05-17 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] alchemistess.livejournal.com
да зашоренный, закомплексованный недоумок, начитавшийся еврейской херни и возомнивший себя мега-мозгом. он разложился как личность. а что вы хотели? падение ждет всякого, кто ненавидит и презирает русских и славян, женщин, белое мировоззрение в целом. скорешился с цветными, при этом выливает ушаты дерьма на русских. ему бы в ислам - самое место.

Date: 2013-05-17 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
да, никчёмный человечишко, по всему видать.

Date: 2013-05-17 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] alchemistess.livejournal.com
его наняли наверное, чтобы сеять вражду в неокрепших мозгах славянской молодежи.

Date: 2013-05-17 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
вполне возможно, что и по зову тассзать души.
когда душа нездорова, она может позвать туда, куда нормальному человеку и не придумается даже.

Date: 2013-05-17 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Будьон - один из десятки крупнейших мыслителей на пространстве бывшего СССР, по моему собственному рейтингу.

Date: 2013-05-17 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
ну я ж и не против.
я ж так и сказала - "узкому кругу ограниченных людей".

Date: 2013-05-19 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] mubarizoruc.livejournal.com
))) пипец.

Date: 2013-05-18 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kak022.livejournal.com
А можете рассказать, чем так особо интересны мысли Гавела? (Хрен с ним, с Будьеном, хотя он-то интересен имено как провоцирующий на этот вопрос, сопоставляя Гавела с продуктами Австро-Венгрии, а отнюдь не с собой-любимым.) Какую интеллектуальную проблему Гавел разрешил для человечества, путь к чему он открыл для всех прочих?

Date: 2013-05-18 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
нет, не могу.
ибо полагаю, что разговаривать с вами на эту тему - это зря терять время.

Date: 2013-05-18 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] kak022.livejournal.com
С "вами" это с кем?

Date: 2013-05-18 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
с "вами" - это с вами, kak022 .
рада, что не ошиблась в вас.

Date: 2013-05-18 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kak022.livejournal.com
Я давал повод для каких-либо суждений о себе?

Date: 2013-05-20 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Безусловно давал: начал спорить с упертой трольчихой, чем продемонстрировал некоторую наивность.

(no subject)

From: [identity profile] kak022.livejournal.com - Date: 2013-05-23 01:09 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2013-05-17 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Удаляю, т.к. у меня тут девушек оскорблять не полагается

Date: 2013-05-18 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] mp44.livejournal.com
а какой мы временной промежуток рассматрмваем? после окончания WWI и до начала WWII, то есть 20 лет буквально, пришедшиеся на труднейшее время?

Date: 2013-05-18 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
По сегодня, разумеется. Я что-то не слышал о мировых гениях их этих стран.

Date: 2013-05-18 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mp44.livejournal.com
эээ, как-то слишком сильно так заявлять про целые страны. http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Hungarians - вот венгры одни к примеру, полно из 20 века, про другие страны АВ-империи точно так же можно любую инфу найти

Date: 2013-05-20 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
О чем и речь: о них можно узнать только по справочнику, чтобы тут же забыть. Кстати, из приведенного вами списка "20 века" - значительная часть людей родилась и воспитывалась в А-В. Например,

"Тивадар Костка Чонтвари (венг. Csontváry Kosztka Tivadar, 5 июля 1853, Кишсебен, Австрия, ныне Сабинов, Словакия — 20 июня 1919, Будапешт, Венгрия) — венгерский художник-самоучка".

Не будете же вы причислять Николая Гумилева к списку "советских поэтов" на том основании, что он пару лет прожил под Лениным. А этот Костка и года не прожил в суверенной Венгрии.

Date: 2013-05-20 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] mp44.livejournal.com
имён там предостаточно, и это только одна нация из АВ, ремарку про то что там нет разбивки по времени я сделал. про Гумилёва вроде бы молчал, зачем же мне его приписывать?

Date: 2013-05-18 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kak022.livejournal.com
Это все занятно, однако "рost hoc, nоn est propter hoc". Корреляция разных событий может быть обусловлена не только причинно-следственой связью между коррелятами, но и наличием общих для них причин (если исключить случайное совпадение). Я напомню, что, скажем, естественная наука, особливо после Второй мировой, принципиально сменила свою роль в обществе и стала способом самореализации, а не свободной самодеятельностью, "бомбу" же "считали" продукты еще предыдущей эпохи. Почему бы не предположить то же самое и в остальных видах деятельности. Заметим у "победителей", сохранивших свою "империю" тоже что-то не наблюдается особо выдающихся мыслителей. Так что что-то поменялось посерьезнее, чем простой развал нескольких политических мастодонтов, сам этот развал, скорее, надо объяснять чем-то более фундаментальным.

Date: 2013-05-20 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Думаю, тут все проще и очевиднее: рамки малой нации реально "жмут на мозги".

Date: 2013-05-18 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] lvjbot.livejournal.com
В Рейхе был небывалый расцвет инженерной мысли и технической науки. Значит для прогресса необходимы расовые законы, холокост и агрессивная внешняя политика.

Date: 2013-05-18 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ms1970.livejournal.com
Чистое совпадение национальных циклов. Империя совершенно не при чем.

Date: 2013-05-20 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
"Цветы бы и сами выросли, сами бы пропололись от сорняков, сами защитили себя от козлов, а грядка, удобрения и забор тут совершенно не при чем".

Date: 2013-05-20 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] ms1970.livejournal.com
Возможно, что с этими цветами все действительно так.
Конечно, у них есть закономерности, когда они вырастают.
Но среда нового нац.государства ничем не хуже среды дряхлой империи.

Date: 2013-05-19 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] arcady-cz.livejournal.com
Навскидку.
Ученые: Ярослав Гейровский - Нобелевская премия по химии, Отто Вихтерле – химик, изобретатель мягких контактных линз.
Литература, искусство, религия: Ярослав Сейферт - Нобелевская премия по литературе, Ян Верих - актер, писатель, Зденек Сверак – актер, сценарист, лауреат "Оскара", Милош Форман – многочисленные "Оскары", Власта Буриан – актер, комик, Франтишек Томашек – крадинал, Милан Кундера – писатель.
Спортсмены: Эмиль Затопек – один из величайших легкоатлетов в истории, Яромир Ягр – хоккеист, Роман Шебрле – многократный чемпион Европы, мира, Олимпийских игр, Ян Железны – многократный чемпион мира и Олимпийских игр, Доминик Гашек – хоккеист, Мартина Навратилова - теннисистка.
Это только более-менее известные в мире имена. Есть и много имен национального значения, особенно в период новой волны в кинематографе 1960-х годов.

Date: 2013-05-20 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Гейровский родился в 1890 гг., т.е получал образование и воспитывался в Австро-Венгрии, и прожил там аж до 28 лет. Так что для Чехии это "трофей" (обратите внимание на содержание исходного поста и текст Будьона - похоже, вы не внимательно читали, о чем вообще идет речь).

Отто Вихтерле - формально тоже родился в А-В (1913), но это уже конечно кадр чешского масштаба, "изобретатель", ученый 2-3 круга.

О спортсменах даже говорить не буду - какая-нибудь Кения на этом поприще может дать сто очков Франции (в некоторых видах спорта).

Литература и кино - это в основном деятели второго круга, притом конвенциональные (Нобелевская премия - показатель в естественных науках, но не в литературе, там сильно влияет политика). Широкой публике известны только Форман и Кундера, и оба перерасли национальный масштаб только за счет политики и диссидентства, т.е. конфликта со своей родной страной. Их известность "надували через трубочку" - одного в США, другого - во Франции. И только потом они стали что-то из себя представлять.
Edited Date: 2013-05-20 06:08 am (UTC)

Date: 2013-05-20 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] arcady-cz.livejournal.com
Я текст прочитал. На мой взгляд, имеет место определенная интеллектуальная неряшливость. Выдвигается тезис: "не породила некого, о ком вообще можно было бы написать хотя бы три строчки". Потом по произвольным критериям отбрасыаются те случаи, которые выдвинутому тезису противоречат. Этот четыре года прожил в империи, тот малозначителен, третьего "надували через трубочку" в эмиграции и т.д. Это тогда демагогия получается какая-то. Я уже не говорю о том, что без дополнительных оговорок и осознания условности любого сравнения предъявлять к XX веку те же критерии, которые предъявляются к XIX некорректно. Точно также я могу выдвинуть тезис, что с позиций XVIII в. весь XIX – это интеллектуальные пигмеи. И попробуйте этот тезис опровергнуть, если я буду любые контр-аргументы отбрасывать по произвольным критериям.

Date: 2013-05-20 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mp44.livejournal.com
опять же чистая арифметика, расчёт долей: небольшое число держав, империй в Европе и цивилизованном мире на конец 19 века и соответственно значительная доля талантов из АВ. и какая доля (при том же условном количестве талантов на 100 тысяч населения) у маленькой Австрии при совершенно ином раскладе стран и населения в мире на конец 20 века, начало 21. и создаётся ложное впечатление профуканных австрийских полимеров.

Profile

kornev: (Default)
kornev

February 2026

S M T W T F S
1 234567
891011121314
1516 171819 2021
2223 24 25262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 01:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios