kornev: (гоню телегу)
[personal profile] kornev
По должном размышлении, становится понятно, что желаемое выделение «внутреннего русского круга» произведений и авторов в рамках русскоязычного пространства должно вестись из соображений качества и полезности. Все, что полезно для русских на русском языке, что делает русских лучше, сильнее, умнее, солидарнее, - это «русское». Все, что вредно, что делает русских хуже, слабее, глупее, разобщеннее, - это «нерусское». Любой другой критерий не позволит отфильтровать людей, которые, будучи «русскими по паспорту», гонят «чернуху», в подражание низменным образцам. И здесь поучительный пример дает знаменитый Кодекс Хейса (Hays code), принятый в Голливуде в 1934-1968 гг. Этот кодекс накладывал определенные добровольные рамки на нравственное и мотивационное содержание голливудской продукции. И эти рамки никак не помешали триумфу американского кино повсюду в мире.

По аналогии с этим кодексом можно сделать и «Кодекс русского в культуре». В первом приближении, такая попытка делается ниже. Любое современное творчество на русском языке, которое удовлетворяет этому Кодексу, можно считать стопроцентной русской культурой.

КОДЕКС РУССКОГО АВТОРА

Русские деятели культуры отдают себе отчёт в том влиянии, которое их творчество может оказать на самосознание русского народа. Рассматривая книги, фильмы, музыку прежде всего как форму проведения досуга, не имеющую своей прямой целью обучение или пропаганду, они признают, что в рамках развлекательного жанра они могут нести непосредственную ответственность за духовное и нравственное развитие общества, за улучшение принципов общественной жизни и, в значительной степени, за правильное мировоззрение людей.

1. Ни одно произведение не должно показывать в негативном свете здоровый образ жизни, традиционные жизненные ценности, привычные представления о добре и зле, разделяемые здоровыми русскими. Не следует яростно бороться с неопасными поведенческими крайностями (впадать в гомофобию и т.п.), однако они должны подаваться именно как исключения, чудачества, а не как «прогрессивный выбор молодого поколения». Недопустима пропаганда разрушительных для личности привычек и образов жизни, в частности, алкоголизма, наркомании и проституции. Жертвы этих пороков должны изображаться именно как жертвы, жалкие и обреченные, не вызывающие желания им подражать.

2. Необходимо прививать аудитории представление о ценности человеческой жизни, о достоинстве человеческой личности, особенно, если эта личность - русская. Симпатии аудитории не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха, в том случае, когда жертвой становятся русские. Преступления, совершаемые против русских, не должны быть представлены таким образом, чтобы вызывать сочувствие к преступнику или желание повторять такие действия. Авторы не должны навязывать публике оправдание преступлений против русских соображениями «государственной пользы» или какими-то иными абстрактными принципами.

3. Недопустимо ставить под сомнение те естественные нормы поведения и законы, справедливость которых сознает здоровое русское большинство. При столкновении естественного чувства справедливости, нормальных представлений о должном и допустимом с формальным законодательством, симпатии автора должны быть на стороне естественной морали. Автор должен стремиться к следующей иерархии групповых ценностей в произведении. Общегражданские приоритеты доминируют над кланово-корпоративными, русское национальное доминирует над общегражданским. Семейные приоритеты доминируют над общегражданскими и корпоративными. Соотношение между семейными и русскими национальными приоритетами отдается на волю автора и может быть предметом нравственной коллизии произведения.

4. Традиционная моногамная семья, нормальные взаимоотношения между детьми и родителями не должны быть объектом критики и глумления. Русское искусство должно содействовать разумной русской биополитике, укреплению русской семьи, уважительному и терпимому отношению русских детей к своим русским родителям. Автор ни в коем случае не должен потворствовать «охоте на ведьм», которая устраивается чиновниками в рамках «ювенальной юстиции».

5. Русское искусство должно быть максимально свободно от отвратительных и невротизирующих сцен. Недопустимо смакование насилия, крови, жестоких подробностей, сцен разврата и т.п. Трактовка низменных, вызывающих отвращение, неприятных, хотя и не обязательно по сути злых, предметов и мотивов должна быть основана на принципах хорошего вкуса и уважения к чувствам аудитории.

6. Продажное правосудие, изощренные пытки, сексуальное насилие, развращение малолетних, похищение органов, рабство и работорговля должны трактоваться как однозначно негативные и непростительные явления, которым не может быть оправдания. Совершающие эти преступления не должны вызывать симпатии. Месть любой степени за эти преступления должна показываться как абсолютно справедливое и желательное возмездие. Потворствование властей этим преступлениям должно трактоваться как достаточный повод для народного протеста и восстания.

7. Защита своих коллективных интересов, консолидация и самоорганизация должны трактоваться как естественные, неотъемлемые и законные права русских, любое покушение на которые является агрессией, преступлением и национальным гнетом. Никакое произведение искусства не должно оспаривать фундаментальное право русских быть лидерами и наводить порядок на Русской Земле.

8. Недопустимы сомнения в том, что русские существуют как этническая группа и являются нормальным народом, со всеми правами, которые ООН признает за другими народами. Рассуждения о том, что «русских нет», «русские сброд» и т.п. допустимы лишь со стороны персонажей, которые квалифицируются как дураки, враги, злобные нацисты и расисты, ненавидящие русских. Желательно, чтобы в конце произведения такой персонаж осмеивался, менял свое мнение или погибал страшной смертью.

9. Недопустимо прививать русским комплекс вины и неполноценности перед другими народами. Русские имеют право испытывать чувство вины только перед собственными детьми и потомками, а чувство неполноценности - только перед собственными великими предками.

10. Необходимо укреплять солидарность русских поколений, привязанность к родной земле, к ее истории и природно-географическим особенностям. Недопустимо огульное глумление над русской историей, выдающимися русскими деятелями, православием, Российской Империей, подвигами и достижениями русского народа в советское время. Это не исключает взвешенную критику в рамках пристойного.

11. Необходимо справедливо изображать традиции других народов, историю, органы власти, выдающихся людей и всех граждан других стран. Ритуалы любых религий должны изображаться со всей возможной точностью и уважением. По умолчанию, отношения между русскими и народами, не враждебными русским, следует показывать как гармоничные и добрососедские. Нужно подчеркивать, что необходимым условием этих добрососедских отношений является уважение представителей других народов к русским как к народу-субъкту политики, который имеет право защищать свои интересы и по природе является Лидером и Хозяином на Русской Земле.

12. Никоим образом не ограничивая свободу автора на создание отрицательных персонажей, следует признать недопустимыми обобщения, огульно навязывающие негативный образ всем русским или их большинству. Русский «по умолчанию» должен быть показан как человек справедливый, цивилизованный, симпатичный, трудолюбивый, стремящийся к знанию и культуре, ориентированный на демократию и добрососедские отношения с другими народами.

13. Для современного русского автора абсолютно необходимы безупречное владение русским языком и представление о тех сокровищах русской культуры, которые были созданы до него.

Date: 2011-11-17 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] yury-krugovyh.livejournal.com
Хорошо. Очень. Хотя бы просто как черновик.

Date: 2011-11-17 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] woronin.livejournal.com
Всё верно, но слишком сложно. Наши творцы и так ничего путного не могут скреативить последнее время, а если их обязать сверяться с этим, они и вовсе впадут в ступор.

Date: 2011-11-17 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] nd-mik.livejournal.com
Согласен, кроме пункта 5. Вы хотите оставить людей без хоррора, порнухи и пр.
From: [identity profile] buena-memoria.livejournal.com
http://vespig.wordpress.com/2008/08/26/%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%89%d0%b0%d0%b3%d0%b8%d0%bd-%d0%b2%d0%b0%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%b9-%d0%b2%d0%b0%d1%81%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87-14101842-31031904/
А ведь замечательный русский художник!

Date: 2011-11-17 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] 17ur.livejournal.com
Вообще-то (продолжаю тему своего прошлого комментария) из этого надо бы сделать "кодекс русского критика". Полезнее, ибо сочинять могут не все, а критиковать - доступно каждому. Вот и указать, за что автора можно обругать, причём не в режиме тролля, а с пользой, *поднимая темы*.

Почти со всем согласен

Date: 2011-11-17 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] practice2011.livejournal.com
Но прежде, чем писать кодексы, неплохо бы разобраться, кто сегодня в публичном русском пространстве и культуре. Недавно совершенно случайно пересекся на просторах ЖЖ с журналисткой Ольгой Бакушинской с ТВЦ. Не буду рассказывать, кому интересно - можно посмотреть в моем блоге, но ощущение такое, что на меня вылили море дерьма. И на всех нас выливают.

Re: Почти со всем согласен

Date: 2011-11-18 01:45 am (UTC)
From: [identity profile] sredniy-otpusk.livejournal.com
Разумно. Полагаю, что надо бы общими усилиями сформировать секцию деятелей русской культуры будущей Русской общественной палаты. Для начала и ориентира. Занятие интересное и полезное. Можно рейтинговое голосование проводить периодически. Надо же использовать возможности современных иноформтехнологий.
Кроме того, продолжаю обращать внимание на нетождественность понятий "культура" и "искусство". Надо бы общими усилиями придти к консенсусу, хоть слово и зашкварил Мишка-меченый.

Date: 2011-11-18 01:47 am (UTC)
From: [identity profile] sredniy-otpusk.livejournal.com
Хорошее предложение.

Date: 2011-11-18 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Это интернациональные жанры, они не нуждаются в сертификате "истинно русский" :-) Речь то идет об искусстве, достойном "включения в хрестоматии и учебники".

Date: 2011-11-18 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Оно так и задумано. Это именно критерии отбора постфактум. Но держать эти принципы в тайне от авторов было нонсенсом.

Re: Почти со всем согласен

Date: 2011-11-18 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Наоборот, вот этот кодекс и позволить отличить "зерна от плевел". Сначала принципы - потом перебор персоналий. Вот берите их теперь и разбирайтесь.

Date: 2011-11-18 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_skin_head_/
это кодекс не автора, но пропагандиста

для автора достаточно просто говорить правду

Date: 2011-11-18 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Любой автор хоть на 1% является пропагандистом, - если не сам, то его помимо воли все равно будут использовать таким образом. Этот кодекс как раз касается этого 1% и обозначает ту правду, которая выгодна группе "русские люди".

Date: 2011-11-18 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_skin_head_/
Я всё понимаю.

Просто имхо у людей на пропаганду уже аллергия.

Если вы скроете хоть 1% правды и люди об этом узнают, они поставят под сомнение остальные 99% и перестанут вам доверять.

Моё мнение: правда на нашей стороне. А в случаях, когда не на нашей - нам следует менять себя. А первый шаг к изменению - признание проблемы. А не замалчивание её.

Date: 2011-11-18 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] kornev.livejournal.com
Самовнушение - один из способов решения поведенческой проблемы. "Я культурный человек, я не плюю на пол" - так 1000 раз повторишь, и действительно плевать перестанешь. А вы предлагаете читать мантру: "Мы - пьяное быдло, лежим под заборов." Ну и лежите, кому вы нужны?

Date: 2011-11-18 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_skin_head_/
>>Самовнушение - один из способов решения поведенческой проблемы. <<

согласен

>>А вы предлагаете читать мантру: "Мы - пьяное быдло, лежим под заборов."<<

Не совсем так.
Я знаю что пьяного быдла немало и для них все эти статьи - пустой звук.
Я вижу проблему и думаю над её разрешением.

То, что предлагаете вы, вещь хорошая, если реализуется на государственном уровне.
Но одной пропаганды мало.
Нужен сухой закон.
Нужно чтобы люди получали драйв из других источников.
Нужны концлагеря для бомжей и алкашни.
И так далее.

Re: Почти со всем согласен

Date: 2011-11-18 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sredniy-otpusk.livejournal.com
Видимо, я нечётко выразился. Конечно, принципы должны идти впереди "перебора персоналий". Но принципы уже есть. Осталось уточнить понятия "культура" и "искусство". И можно выделить группу деятелей русской культуры, которым доверяет русская блогосфера.
Я заметил, что наши люди любят голосовалки, видимо, по той причине, что им приятно, когда интересуются их мнением. Особенно, если интересуется их мнением популярный блоггер, знающий предмет. Такая вспышка интереса окажет влияние на течение процесса, думаю.

Date: 2011-11-19 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] aschsch.livejournal.com
Выше уже писали в том духе, что подобный кодекс нужен не столько автору художественого произведения, сколько журналисту, участнику СМИ.

Еще было бы неплохо подредактировать такие, например, положения: "Симпатии аудитории не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха, в том случае, когда жертвой становятся русские".
листу

Date: 2011-11-21 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] ivakin-alexey.livejournal.com
А если преступником становится русский - симпатии аудитории должны быть на стороне зла. греха и преступления???

Date: 2011-11-21 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] xena-282.livejournal.com
Ох, как от этого кодекса будет корежить большинство представителей литературной тусовки. Прямо разжигание розни и дискриминация литераторов по национальному признаку!

Date: 2011-11-21 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] karpion.livejournal.com
Любой подобный кодекс строит автору ловушку типа Сициллы и Харибды:
  • если не изображать негативных явлений, присутствующих в реальной жизни. то кино утрачивает всякую воспитательную ценность;
  • если изображать негативные явления, то всегда есть риск позитивного восприятия этих явлений зрителем.
Возьмём совсем абстрактный пример: "Гарри Поттера". Знаете, сколько в фэндоме (среди фанатов этой книги) поклонников Волдеморта? Я сам собираюсь создать в ЖЖ сообщество типа "ru_deatheaters".

Date: 2011-11-21 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] silentvoice07.livejournal.com
Но проблема-то не в пьяном быдле, а в тех, кто засирает чужие мозги псевдокультуркой.

Date: 2011-11-21 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] silentvoice07.livejournal.com
Воспитательную ценность имеет борьба добра со злом, а не приучение к выбору из двух зол.

Идея кодекса замечательная, только деятели культурки, которые сейчас при кормушке, поднялись в основном на чернухе с порнухой. Поэтому они уж постараются, чтобы кодекс объявили "экстремистским".

Date: 2011-11-21 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_skin_head_/
здрасьте приехали.

мы не в СССР живём, доступ к информации открыт.

если ты сам не хочешь, тебе никто ничем мозги не засрёт.

:^)

Date: 2011-11-21 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] nil-0.livejournal.com
"Рассматривая книги, фильмы, музыку прежде всего как форму проведения досуга, не имеющую своей прямой целью обучение или пропаганду"
- а имеет ли смысл переписывать это положение один к одному из киношного кодекса?

Date: 2011-11-22 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] vlkamov.livejournal.com
Это у нее духи такие.

Date: 2011-11-23 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] plyazhnikov.livejournal.com
Мне представляется, что тут всё очевидно:

Русский преступник и русские жертвы: симпатии аудитории на стороне жертв и справедливости.

Русский преступник и нерусские жертвы: не есть сюжет для искусства в рамках приведенного Кодекса.

Date: 2011-11-24 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] stalker707.livejournal.com
Совершенно согласен! Отлично сформулировано.

January 2020

S M T W T F S
    1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 22nd, 2025 03:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios