kornev: (Pycelle)
kornev ([personal profile] kornev) wrote2016-04-26 11:05 am

Протезирование американского Средневековья

Что такое «Игра престолов» с культурологической точки зрения? Американцы, у которых не было собственного американского Средневековья, в глубине души комплексуют перед Европой и хотят занять пустое место у себя в прошлом хотя бы вымышленными Средними веками. Мир «Игры престолов» - это «протез» тех Средних Веков, которые Америка хотела бы заполучить задним числом. Галковский в свое время открыл, что «поскреби американца - найдешь **хла» (цитата не точная). У американцев, как и у украинцев, если копнуть глубже в прошлое, нет полноценной суверенной истории. Но американцы умнее, они не стали в лоб навязывать всем американский вариант «древних укров», с воплями и прыжками, а решили исподволь соблазнить весь мир аппетитной сказочкой, которую все полюбят. И вам уже самому хочется верить, что мир Джорджа Мартина существовал на самом деле, что у Америки все-таки было свое интересное и красочное Средневековье, «все как у Людей»: с рыцарями, замками и драконами. Конечно, умом вы понимаете, что норманны («андалы») в Америке не прижились, и никого, кроме индейцев («детей леса»), в те времена там не было. Но на каком-то глубинном уровне осознания Вестерос постепенно замещает вакантное место «Средневековой Америки» и со временем именно так будет восприниматься.

Из соображений приличия Мартин предпринял некоторые меры по маскировке и пустил людей по ложному следу. Отдельным регионам Вестероса довольно легко сопоставить европейские средневековые королевства, с которых они, по сути, списаны (см. «This Map Of Westeros Shows The European Equivalents Of The Seven Kingdoms»). Фанаты саги уже давно нарисовали такие карты:



Можно подумать, что Мартин скромно отказывается от претензий нарисовать собственное американское Средневековье и сводит все к фантазийному разукрашиванию прошлого Европы. На самом деле это не скромность, а наглое «похищение Европы», ее культурно-исторического контекста, и пересаживание его на американскую почву. Если вдуматься в историю и географию Вестероса, то становится очевидно, что это все-таки Америка, несмотря на всю маскировку. Изначально это - огромный пустынный континент на западе от цивилизованного мира, населенный только «индейцами» - «детьми леса». Потом туда прибывают три волны пришельцев из «Старого Света». Сначала - диковатые язычники «первые люди», аналог викингов. Потом более продвинутые и цивилизованные конные рыцари «андалы», принесшие с собой организованную религию («христианство», где Св. Троица заменена на Св. Седьмицу) и культуру на уровне Высокого европейского Средневековья (с трубадурами, куртуазностью, рыцарскими турнирами и т.п.). Это аналог «крестоносцев». «Крестоносцы» втягиваются с местными в сложные отношения и учреждают несколько королевств. Наконец, на самом излете Средневековья, на континент прибывают зверушки посерьезнее - Таргариены, представители древней элиты «Старого Света», уже с первыми пушками («драконы»). Они громят этими пушками непокорные рыцарские замки, подчиняют все королевства и учреждают аналог «Священной Римской Империи».

Примерно так и выглядела бы история Америки, если бы викингам («первым людям») в XI веке удалось закрепиться на континенте. Они бы постепенно смешались с индейцами («детьми леса») и образовали на побережье несколько раннесредневековых государств. Позднее, в эпоху Крестовых походов, сюда, несомненно, пожаловали бы крестоносцы («андалы»), поскольку государства викингов к тому времени уже представляли бы пищевой интерес для феодальных хищников, страдающих в Европе от переизбытка аристократии. А затем, на заре Нового времени, воспользовавшись какими-нибудь феодальными юридическими зацепками, сюда приплыл бы отпрыск Габсбургов, с пушками и терциями, чтобы основать филиал СРИГН.

Увы, американцам не повезло. Неразумные дикари дали пинка чахоточным викингам, и «Славная история королевств Нового Света» существует теперь только в воображении. Дикари, впрочем, за это были наказаны историей. На «правильной» исторической развилке индейцы побережья смешались бы с викингами, а жители более глубинных областей континента, через торговлю, постепенно усвоили бы навыки европейского сельского хозяйства и ремесла, приобрели бы иммунитет от европейских болезней, чрезвычайно бы расплодились (как впоследствии банту в Африке). В итоге сегодня европеизированные потомки индейцев доминировали бы в населении Северной Америки (как сейчас в Мексике и Перу), а не прятались по резервациям. И вместо сарацинского президента Барака Хусейна Америкой сегодня правил бы Соколиное Перо, сын Стремительного Бизона, Император Вестероса, Король андалов и первых людей, Лорд пятидесяти королевств, Защитник Толерантности.

В заключение скажем, что «европейская маскировка» Мартина самих американцев не обманула. Несмотря на все неудобства, вызванные прямыми отсылками к европейскому культурному и географическому контексту, американские фанаты сериала пытаются перенести Вестерос на карту США (см. «Understanding Game of Thrones as an American»).



Запомните мои слова: не пройдет и двухсот лет, как историю каждого американского штата будут возводить к отдельному средневековому королевству.

[identity profile] revliscap.livejournal.com 2016-04-26 08:21 am (UTC)(link)
Дмитрий Евгеньевич Галковский
Бесконечный тупик

Это психологически наиболее важный момент беседы, её русская изюминка. Вся азиатская форма мгновенно разрушена, и в глаза собеседнику прямо, по-европейски, высказано, что вёл он себя неправильно. То есть всё их общение сразу же квалифицировано как придуривание, как комедия и маскарад. Наполеон сказал: «Поскреби русского и увидишь татарина». Но эту поговорку следуют дополнить: «Поскреби татарина и увидишь француза». Азиатская форма общения тут же оценивается, и этой оценкой разрушается. Это суть русского спохватывания, русского «заднего ума», создавшего в конце концов крайне эстетское государство – страну писателей.

[identity profile] kornev.livejournal.com 2016-04-26 08:24 am (UTC)(link)
Нет, я имел в виду другие тексты, где он проводит параллель между украинцами - "русскими хохлами" и американцами - "английскими хохлами". Короткая "формула" с "поскреби" - это уже моя собственная формулировка.

[identity profile] m3chman.livejournal.com 2016-04-26 08:28 am (UTC)(link)
да не. игра престолов это чистая англия 15-16 вв.
и чего американцам комплексовать если их средние века и были этой самой англией.
у нас ведь сибири никто не переживает, что небыло "своих" средних веков ибо было княжество московское.

[identity profile] ervinfisher.livejournal.com 2016-04-26 08:34 am (UTC)(link)
Баратеоны это скорее Бургундия. Какой там еще захудалый Уэльс хоспади.

[identity profile] kornev.livejournal.com 2016-04-26 08:38 am (UTC)(link)
***если их средние века и были этой самой англией***

Это не совсем верно даже для того меньшинства американцев, которое имеет английские корни (даже большинство белых - потомки мигрантов из Германии). Для американцев история ГБ - то же самое, что для свидомых укров - история РИ.

***у нас ведь сибири никто не переживает, что не было "своих" средних веков***

Если Сибирь когда-нибудь отделится от России, то там, на украинский манер, сразу начнут переживать и придумывать себе прошлое. Да уже сейчас есть сибирские автономисты, которые местную государственность пытаются возводить не к России, а ко всяким древним ордам.
Edited 2016-04-26 08:39 (UTC)

[identity profile] beorgor.livejournal.com 2016-04-26 08:43 am (UTC)(link)
Интересные мысли.

Россию еще не открыли :)

[identity profile] revliscap.livejournal.com 2016-04-26 08:49 am (UTC)(link)
хотят занять пустое место у себя в прошлом хотя бы вымышленными Средними веками


эдипов аппарат, который Фрейд считает единственным двигателем, неподвижным двигателем, находимым повсюду; контр-эдиповы аппараты (инцест с сестрой, шизоинцест, или любовь с «людьми нижнего сословия», или анальность, гомосексуализм?) — во всем этом Фрейд видит только заместителей, регрессии и производные Эдипа. На самом деле Фрейд ничего не видит и ничего не понимает. У него нет никакой идеи относительно того, чем является либидинальная сборка со всеми запущенными ею в игру машинериями, со всеми многообразиями любви.

[identity profile] kornev.livejournal.com 2016-04-26 08:58 am (UTC)(link)
Да, я тоже не со всем согласен в этом отождествлении. Но Бургундия - это скорее Ланнистеры. А Баратеоны - Австрия.
Edited 2016-04-26 09:18 (UTC)

[identity profile] basil-mp.livejournal.com 2016-04-26 09:01 am (UTC)(link)
А написать фэнтэзи не основанное на европейском средневековье, ИМХО, крайне сложно. Во-первых, фэнтэзи логическое развитие европейских рыцарских романов, а во-вторых, за понятием - средневековье, возникает мощнейший, и что очень важно, правдоподобный ассоциативный ряд, то есть зрители/читатели верят, что так он и было на самом деле. Таким образом, отсылки к европейскому средневековью придают художественному произведению, такое важное качество как реалистичность.

А вообще фэнтэзи как жанр выгодно в первую очередь Англии :)
ибо возрождает у масс любовь к монархическим формам правления.
Edited 2016-04-26 09:02 (UTC)

[identity profile] skribacov.livejournal.com 2016-04-26 09:10 am (UTC)(link)
Надо понимать, когда американцы снимают очередных ,, Ходячих мертвецов", то так они ,, протезируют" отсутствие в своей истории нашествия зомби.

[identity profile] kornev.livejournal.com 2016-04-26 09:15 am (UTC)(link)
"Ходячие" - это футурология, а не история.

[identity profile] kornev.livejournal.com 2016-04-26 09:17 am (UTC)(link)
***ибо возрождает у масс любовь к монархическим формам правления***

Не факт. В "Игре престолов" короли весьма проблемные, скорее убеждают в пользе республики. Последний Таргариен сжигал вассалов заживо, его сынок - психопат-извращенец, Роберт Баратеон - транжира и пьяница, его наследник - ублюдок-садист-извращец, жена - занимается злобными интригами и т.д.
Edited 2016-04-26 09:18 (UTC)

[identity profile] skribacov.livejournal.com 2016-04-26 09:19 am (UTC)(link)
В отличии от драконов и армии мертвых?

[identity profile] vladro.livejournal.com 2016-04-26 09:20 am (UTC)(link)
Я помню, что Галковский называл американцев английскими хохлами. Что-то вроде "англичане, говорящие по-английски воюют против Англии считая ее захватчицей и поработительницей".

[identity profile] vladro.livejournal.com 2016-04-26 09:22 am (UTC)(link)
Отлично! Неплохое дополнение к циклу "Ницшеанство мирового гегемона".

[identity profile] kornev.livejournal.com 2016-04-26 09:25 am (UTC)(link)
Кстати, в европейской истории есть эпизод почти доказанного зомби-апокалипсиса. Читайте об этом скоро в моем историческом блоге.

[identity profile] revliscap.livejournal.com 2016-04-26 09:26 am (UTC)(link)
Азиатская форма общения тут же оценивается, и этой оценкой разрушается. Это суть русского спохватывания, русского «заднего ума»

англичане, говорящие по-английски воюют против Англии считая ее ....

Коло́ния (лат. colōnia «поселение») — это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.

[identity profile] kornev.livejournal.com 2016-04-26 09:27 am (UTC)(link)
Ну да, было бы несправедливо, чтобы Хозяева мира оказались обделенными по части истории. Римляне себя "удревнили" до троянцев, причем официально.

[identity profile] basil-mp.livejournal.com 2016-04-26 09:32 am (UTC)(link)
Однако, предлагаемое в сериале, решение проблемы с плохими монархами - это замена их на хорошего монарха (Дейнерис Таргариен).
Хорошей республики, как альтернативы монархической форме правления, в сериале не показано.

Очень последовательно проводится мысль, что лучше жестокий монарх, чем хаос и война после его свержения.

[identity profile] vladro.livejournal.com 2016-04-26 09:36 am (UTC)(link)
Спасибо, я умею пользоваться поиском в интернет для поиска тривиальных определений.
Хохлы - это русские, говорящие по-русски, которым внушили, что другие русские, москали из метрополии сделали их Украину колонией. Аналогия столь очевидно, что я даже не хочу это обсуждать.

А комментарий оставил лишь для того, чтобы подтвердить слова автора журнала, что да, действительно у Галковского было что-то подобное.

[identity profile] sedov-05.livejournal.com 2016-04-26 09:59 am (UTC)(link)
пост типичного православнодуховного россиянина, приписывающего свои комплексы окружающим. Американцы плоть от плоти представители нескольких ветвей европейской цивилизации, прекрасно знающие свои корни. И это знание позволяет им с ними "играть". А вот у нас своей истории нет. Не потому что ее нет (она у нас есть и очень богатая), а потому, что а.) мы ее стесняемся, но в силу все же более высокого уровня интеллектуального развития, чем у **хлов, придумывать сказки не хотим, а просто делаем вид, что ничего не было и б.) общий уровень уважения к собственной истории у населения таков, что проще ему вообще ничего не сообщать. Хрен знает - как все повернется ? Вдруг очередные власти в очередной раз потребуют ее переписать ?

Поэтому наши исторические фильмы снимаются по одной и той же кальке - очень мудрый, добрый, великодушный правитель всем помогает. И пофиг - что он делает и в каком веке. Что "Князь Владимир", что "Елки", все одно.
Edited 2016-04-26 10:00 (UTC)

[identity profile] especialhifi2.livejournal.com 2016-04-26 10:06 am (UTC)(link)
+1000 )))
Автор этого блога - большой фантазер.

[identity profile] especialhifi2.livejournal.com 2016-04-26 10:08 am (UTC)(link)
"А вот у нас своей истории нет. Не потому что ее нет (она у нас есть и очень богатая)"

Ну по большому счету, история Европы раз так в 20 более богатая чем России. Так что, смотря с чем сравнивать.

[identity profile] sedov-05.livejournal.com 2016-04-26 10:20 am (UTC)(link)
у нас нормальная и очень богатая история. Вы, видимо, путаете историю и историографию. То есть, отражение истории в официальных исторических исследованиях, произведениях и так далее.

А подход автора неправилен и да, сродни **хляцкому - "где родился там и пригодился". Если следовать его логике, то ежели кто родился во Владивостоке, то книги о Древней Руси писать не может, а должен исключительно о корейцах что то сочинять. Ибо нефиг примазываться.

[identity profile] stalker707.livejournal.com 2016-04-26 10:26 am (UTC)(link)
Когда американцы снимают кино про что угодно, то на самом деле они снимают кино про Америку. Даже если снимают кино про Анну Каренину или про древнеримских гладиаторов, всё равно на самом деле это про Америку, просто в таком костюмированном антураже.

Это у них закон такой, по другому они не могут.

Page 1 of 3