kornev: (гоню телегу)
kornev ([personal profile] kornev) wrote2013-03-01 12:49 pm

Разрушение безопасной среды

Холмогоров написал хороший текст на актуальную тему, о проблемах воспитания детей в связи с разрушением безопасного пространства вне дома:

«Проблема в том, что за 1990-е – 2000-е исчезла та макросоциальная инфраструктура, которая обеспечивала защиту ребенка в целом. ...За порогом квартиры для современного ребенка зачастую начинается море ужаса. От этого ужаса его следует защитить. А других инструментов защиты, кроме семьи, сегодня не существует. ... Дело не в том, что иногда у ребенка нет опоры в семье – это боль и трагедия, дело в том, что теперь вне семьи у ребенка опоры нет и быть не может. Отсюда и острота восприятия ювенальной юстиции. Фактически она воспринимается как атака на последнюю крепость, последнюю защиту, которая осталась у становящегося человека. Внешний мир, государство, которые по факту сложили с себя ответственность за ребенка и за его будущее, растоптали институционализацию детства (хорошую ли, плохую), имевшуюся в советский период. А теперь, взвалив сто процентов реальной ответственности за ребенка на семью, то есть существенно увеличив её нагрузку, которая и без того выросла в связи с рыночными реалиями, государство лезет поучать семью, что она «не справляется». Хотите ребенка, выросшего среди нормального, а не гипертрофированного уровня защищенности, создайте внешнюю по отношению к семье среду, в которую ребенка можно будет отпустить без зашкаливающего страха».

Добавлю от себя. Вынужденная «подохранность» ребенка чуть ли не до зрелых лет - это, кстати, одна из причин инфантилизации нынешней молодежи, особенно из благополучных семей. Посмотришь в Москве на детскую площадку - там родителей топчется больше, чем детей. Я, например, в свои советские 70-е уже с 5 лет разгуливал один по всему маленькому городку. А после переезда в областной центр (с 7 лет) нашим с друзьями излюбленным местом для игр была система глубоких оврагов, пересекавшая город от окраины до центра. Естественно, играли там без всякого присмотра (в т.ч. жгли костры, перестреливались из рогаток, взрывали всякую хрень), и ни у кого это не вызывало беспокойства. Разумеется, в школу за 2 остановки уже с 1 класса мы ходили самостоятельно, без сопровождения взрослых. Опять же, самостоятельное проведение досуга в городе - типа похода в кинотеатр на другом конце города - никаких вопросов у родителей не вызывало уже лет с 8-9. В 17 лет я, вполне по-американски, сел на поезд и уехал в Москву поступать в вуз. Получил стипендию, поселился в общежитии. И с тех пор живу отдельно от родителей, - и это для нашего поколения скорее норма, чем исключение.

А нынешние? Ведь даже в нормальный вуз без протекции родителей сегодня не поступишь, и без их финансовой поддержки учиться будет невозможно. Несмотря на «рынок» и все такое, у подрастающего поколения гораздо меньше возможностей проявить реальную самостоятельность, чем в наши «тоталитарные» времена. "Съехать" от родителей сегодня можно, только сняв квартиру, - а это требует серьезной работы за серьезные деньги, что с учебой в вузе совмещается плохо. Либо за счет родителей, т.е. опять же, человек живет на содержании.

[identity profile] ajhltdbyl.livejournal.com 2013-03-01 09:02 am (UTC)(link)
Вот не всегда согласен с Холмогоровым, а тут "подпишусь под каждым словом".

[identity profile] elihio81.livejournal.com 2013-03-01 09:32 am (UTC)(link)
Холмогоров молодец, сделал из дочки лузера. Ему не понять, что гордится книгами, это тоже самое что гордится гаджетом, только в 1980 году. Застрял в развитии.
(deleted comment)

[identity profile] elihio81.livejournal.com 2013-03-01 11:10 am (UTC)(link)
В том и суть, Холмогоров пишет, что ребенка надо защищать, от агрессивной среды, но при этом отказывается купить ей защиту от самой травмирующей среды, детского коллектива. Клиника, ребенок целый час! уговаривал дурака престарелого, видать крепко там в школе дарвинизм пошел.

[identity profile] holmogor.livejournal.com 2013-03-01 01:32 pm (UTC)(link)
Вот сразу видно что у вас никакого ребенка и в помине нет (и гаджетов похоже тоже) и для вас это вопрос теоретического пиздежа.

[identity profile] samoljot.livejournal.com 2013-03-03 03:24 pm (UTC)(link)
Когда-то смотрел квартиру у узбекской семьи. В квартире была прекрасная библиотека, хотя семья была не обрусевшая и явно торговая, а не интеллигентная.
Спросил, книги собирал покойный отец в коммерческих целях, ни одну никто не читал. С этой своей коллекцией он прогорел, а выбросить было жалко.

[identity profile] kornev.livejournal.com 2013-03-01 09:40 am (UTC)(link)
Сомневаюсь, что дочка Холмогорова вырастет "лузером", ибо у нее есть отец, которым она может реально гордиться. Вот это - главнейший фактор в воспитании, он перевешивает все остальное.

[identity profile] dementiy2010.livejournal.com 2013-03-01 10:14 am (UTC)(link)
В возрасте 10 лет мама отправила меня на зимние каникулы к бабушке.
Из Ленинграда в дальнее Подмосковье.
Купила билет, посадила вечером на поезд... и всё!
Я доехал.
Думаю, именно эта поездка во многом предопределила мою судьбу.
Точнее, не сама поездка, а ощущение самостоятельности и ответственности.

[identity profile] heinza.livejournal.com 2013-03-01 10:15 am (UTC)(link)
Да, я в "лихие девяностые" в школу одна ходила, с шести лет.
И все мои одноклассники тоже.
(Пару ребят сопровождали родители, над ними все смеялись).
Сейчас такое невозможно.

[identity profile] bvv73.livejournal.com 2013-03-01 12:09 pm (UTC)(link)
Те, кто беспокоится о безопасности своих детей, сами и породили окружающее их антисоциальное "море ужаса". Сама структура нашего общества антисоциальна - можно сказать, первобытна. Поскольку социальные связи в ней подобны связям в первобытном обществе. Дело в том, что в нашей стране еще в советские времена уже прекратилась всякая социальная динамика - как вертикальная, так и горизонтальная. Значительная часть общества замкнулась в строго изолированную систему кланово-родовых связей, оттеснив всех остальных на обочину чисто маргинального существования. И немудрено, что такое положение дел вызывает в у многочисленных социальных изгоев крайне негативную и часто криминальную реакцию. Ибо в создавшихся условиях, преступность является единственным доступным для маргиналов способом социальной конкуренции.

[identity profile] alexf.livejournal.com 2013-03-01 02:27 pm (UTC)(link)
Баро Холмогоров же в какой-то блатной школе учился, вместе с на четверть русским Артемий-Татьянычем. А ребёнка видать пришлось по бедности в более пролетарский вариант отдавать, потому у него и произошло разрушение "макросоциальной инфраструктуры". :) Которой у простых людей никогда не было.

Надо же,

[identity profile] dith-2009.livejournal.com 2013-03-01 04:54 pm (UTC)(link)
согласен)