Цитирую ХиЖ № 11 за 2008 год... "Казалось бы, все знают, что демократия, то есть власть народа, — понятие древнегреческое и связано с борьбой граждан городов за свои права против власти родовой аристократии. Оказывается, так полагают далеко не все. В частности, разразившийся в сентябре 2008 года финансовый кризис заставил доктора Питера Хайеса, старшего лектора-политолога из Сандерлендского университета (Великобритания), высказать мнение, что современная западная демократия не имеет никакого отношения не только к древнегреческой, но и к более близким к нам британской или американской моделям двухвековой давности («History of Political Thought», т. 29, № 3, 2008). А на самом деле она происходит из той демократии, что царила в шайках пиратов, и наилучшее название для нее — корпоративная демократия. Действительно, пираты общим равным тайным голосованием выбирали себе капитана, намечали объекты грабежа, а потом поровну делили добычу. В этих отношениях пиратский корабль был подобен современной корпорации. «Кто такие пираты и корсары? Люди, которые скинулись, наняли корабль и отправились искать счастья за три моря, — рассказывает доктор Хайес. — Это была азартная игра с огромным выигрышем. В подобных хищнических набегах нетрудно разглядеть корни современного венчурного капитализма; аналогичным способом транснациональные корпорации добиваются, чего захотят. А ведь такое поведение и привело к нынешнему кризису». Правительства морских держав поощряли пиратство, выдавая патенты на корсарство, а некоторые представители этого сообщества достигали немалого успеха при европейских дворах, например капитан Морган. С другой стороны, пираты создавали собственные государства, где прятали сокровища за пределами досягаемости королевских флотов. Это очень напоминает банковские счета в современных офшорах. Принимая предложенную модель, невольно задаешься вопросом, а как же обстоит дело с правами человека при такой демократии? «Пираты были вполне демократическим сообществом, — отвечает доктор Хайес. — Но их поступки нарушали права других людей. В основе социального контракта лежит уважение к правам человека. Но что, если вы заключили контракт,в котором сказано, что мы уважаем только права тех, кто принадлежит к нашему сообществу, а права тех, кто за его пределами, нас не интересуют? Тогда мы получим корпоративную демократию».
Музыка навеяла...
"Казалось бы, все знают, что демократия, то есть власть народа, — понятие древнегреческое и связано с борьбой граждан городов за свои права против власти родовой аристократии.
Оказывается, так полагают далеко не все. В частности, разразившийся в сентябре 2008 года финансовый кризис заставил доктора Питера Хайеса, старшего лектора-политолога из Сандерлендского университета (Великобритания), высказать мнение, что современная западная демократия не имеет никакого отношения не только к древнегреческой, но и к более близким к нам британской или американской моделям двухвековой давности («History of Political Thought», т. 29, № 3, 2008).
А на самом деле она происходит из той демократии, что царила в шайках пиратов, и наилучшее название для нее — корпоративная демократия.
Действительно, пираты общим равным тайным голосованием выбирали себе капитана, намечали объекты грабежа, а потом поровну делили добычу. В этих отношениях пиратский корабль был подобен современной корпорации.
«Кто такие пираты и корсары? Люди, которые скинулись, наняли корабль и отправились искать счастья за три моря, — рассказывает доктор Хайес. — Это была азартная игра с огромным выигрышем. В подобных хищнических набегах нетрудно разглядеть корни современного венчурного капитализма; аналогичным способом транснациональные корпорации добиваются, чего захотят. А ведь такое поведение и привело к нынешнему кризису».
Правительства морских держав поощряли пиратство, выдавая патенты на корсарство, а некоторые представители этого сообщества достигали немалого успеха при европейских дворах, например капитан Морган. С другой стороны, пираты создавали собственные государства, где прятали сокровища за пределами досягаемости королевских флотов. Это очень напоминает банковские счета в современных офшорах.
Принимая предложенную модель, невольно задаешься вопросом, а как же обстоит дело с правами человека при такой демократии? «Пираты были вполне демократическим сообществом,
— отвечает доктор Хайес. — Но их поступки нарушали права других людей. В основе социального контракта лежит уважение к правам человека. Но что, если вы заключили контракт,в котором сказано, что мы уважаем только права тех, кто принадлежит к нашему сообществу, а права тех, кто за его пределами, нас не интересуют? Тогда мы получим корпоративную демократию».